Мрачная история принудительного голода как оружия войны против коренных народов

Альтернативное мнение

Существует всё больше доказательств того, что «широкомасштабный голод, недоедание и болезни» вызывают рост смертности от голода в Газе, как неоднократно предупреждали группа организаций ООН и гуманитарной помощи.

29 июля 2025 года в экстренном сообщении Integrated Food Security Phase Classification — глобальной инициативы по улучшению продовольственной безопасности и питания — было указано, что «худший сценарий голода уже реализуется в секторе Газа», поскольку доступ к пище и другим жизненно важным ресурсам снижается до «беспрецедентного уровня».

По данным ООН, более 500 000 палестинцев, то есть четверть населения Газы, страдают от голода. И все 320 000 детей младше 5 лет находятся «под угрозой острого недоедания, с серьёзными пожизненными последствиями для физического и психического здоровья».

Эксперты ООН обвинили Израиль в использовании голода «как жестокого оружия войны, что является преступлением по международному праву».

Они призвали Израиль срочно «восстановить гуманитарную систему ООН в Газе».

Но Израиль — не единственное государство в истории, применявшее голод и лишение воды как метод ведения войны.

Как исследовательница истории коренных народов, я знаю, что такие страны, как США и Канада, также использовали голод, чтобы покорить коренные народы и захватить их земли.

Как потомок предков, переживших принудительный голод со стороны правительства США, я также знаю, какими продолжительными бывают его последствия.


Разрушение продовольственных систем коренных народов

С момента основания США и Канады и до XX века поселенцы-колонизаторы часто пытались уничтожить доступ коренных народов к пище — будь то их фермы и домашний скот, или возможность охотиться и собирать пищу на своих землях. Конечной целью было вытеснение этих народов с их территорий.

В 1791 году президент Джордж Вашингтон приказал военному министру Генри Ноксу уничтожить фермы и скот племени Уиа, проживавшего в долине реки Огайо — плодородном регионе с давними традициями выращивания кукурузы, фасоли, тыквы и других сельхозкультур.

По словам историка Сьюзан Слипер-Смит в её книге «Благосостояние коренных народов и американское завоевание» (2018), Нокс сжёг кукурузные поля, вырвал огороды, вырубил яблоневые сады, сравнял дома с землёй и убивал индейцев, пытавшихся бежать. Женщин и детей брали в заложники. Цель заключалась в уничтожении деревень и ферм, чтобы коренные жители ушли и не возвращались.


Голод у индейцев

72 года спустя генерал Кит Карсон провёл тактику выжженной земли, чтобы изгнать навахо с их земель (современные Аризона и Нью-Мексико). Подобно Ноксу, он уничтожал деревни, посевы, источники воды, убивал скот и вырубил более 4000 персиковых деревьев. Армия США насильственно переселила более 10 000 навахо.

К концу XIX века в США и Канаде коренные народы пережили голод из-за целенаправленного, стремительного и тотального уничтожения бизонов поселенцами. По словам историка Дэна Флореса, это также делалось с целью захвата новых земель. Один американский полковник тогда заявил:

«Убей как можно больше бизонов! Каждый убитый бизон — один индейец меньше».

До колонизации в Северной Америке насчитывалось около 60 миллионов бизонов. К 1890-м годам — менее 1000.

Для племён северных Великих равнин в США и Канаде, для которых бизон был священным животным и источником пищи, одежды и быта, это стало катастрофой — им нечего было есть.

Историк Джеймс Дашчук в своей книге «Очищая равнины: болезни, политика голода и утрата жизни аборигенов» (2013) показал, что с 1878 по 1880 годы премьер-министр Канады сэр Джон А. Макдональд практически не предпринял действий по прекращению многолетнего голода на канадских равнинах (нынешние Манитоба, Саскачеван и Альберта). Макдональд даже открыто заявлял:

«Мы делаем всё возможное, отказывая в еде, пока индейцы не окажутся на грани голода».

Индейцы на равнинах Канады были вынуждены есть своих собак, лошадей, отравленных волков, а иногда даже свои мокасины. Все 26 500 человек, проживавшие в регионе, страдали от голода. Сотни умерли от недоедания и болезней.

Член парламента Малкольм Кэмерон тогда обвинил своё правительство в применении

«политики подчинения, основанной на политике голода».

Однако его протест мало что изменил.


Что пережили мои прадеды

У многих семей коренных народов в США и Канаде сохранились истории выживания в условиях принудительного голода со стороны государства. У моей семьи — тоже.

Зимой 1883–1884 годов родители моей бабушки и дедушки пережили то, что называется «зимой голода» на резервации черноногих индейцев (Blackfeet) в современном штате Монтана.

Как и в Канаде, почти полное истребление бизонов американскими поселенцами вызвало голод в резервации. Лидеры черноногих закупили продовольствие на собственные средства, но поставки от правительства США были задержаны, что создало критическую ситуацию.

Представители черноногих задокументировали 600 смертей от голода за ту зиму. Власти США признали только половину из них.

Как писал историк Джон Юэрс, жившие поблизости «сытые поселенцы» не сделали ничего, чтобы помочь черноногим, и не оказали «никакой реальной помощи».

Моя семья выжила благодаря тому, что несколько мужчин и женщин смогли верхом добраться далеко за пределы резервации, чтобы охотиться и собирать традиционные продукты. Я слышал историю «зимы голода» всю жизнь — как и большинство черноногих. Теперь я рассказываю её своим детям.


Оружие войны

Тысячи детей в Газе недоедают и умирают от голода.

Из-за растущего международного давления Израиль временно приостанавливает атаки в некоторых районах Газы на несколько часов в день, чтобы допустить гуманитарную помощь. Однако эксперты отмечают, что этого недостаточно.

«Мы говорим о 2 миллионах человек. Никакие 100 грузовиков или пару часов тишины не могут удовлетворить потребности населения, которое страдает от голода месяцами», — заявила представительница Oxfam Бушра Халиди газете The New York Times.

«Это уже не надвигающийся голод — это настоящий голод, в чистом виде», — сказал Рамеш Раджасингхам, директор Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, 10 августа 2025 года.

Многие могут считать, что голод как оружие войны — это дело прошлого.

Но, как показывает ситуация в Газе, это происходит и сегодня.

Автор:

Розалин Р. ЛаПьер — профессор истории, Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн

The Conversation

Расскажите друзьям