Семь лет после трагедий: раввин и пастор, которых объединила боль, доказали, что любовь сильнее ненависти

Новости

Семь лет назад, в октябре 2018 года, раввин Джеффри Майерс из синагоги Tree of Life в Питтсбурге пережил то, что, по его словам, «невозможно забыть». Во время утреннего богослужения вооружённый неонацист ворвался в здание и открыл огонь по верующим, убив 11 человек. Это стало самым кровавым нападением на еврейскую общину в истории США.

Через несколько дней после трагедии Майерс получил короткое электронное письмо от пастора Эрика Мэннинга из церкви Mother Emanuel AME в Чарлстоне (Южная Каролина). Именно в этой церкви тремя годами ранее белый расист расстрелял девятерых прихожан во время вечернего изучения Библии.

Сообщение Мэннинга было простым: «Я приеду. Я рядом, если нужно поговорить».

Дружба, рожденная из боли

На днях, выступая вместе на симпозиуме Religion News Service в Нью-Йорке, два духовных лидера вспомнили, как из того письма началась их семилетняя дружба.

Майерс признался, что поначалу не хотел никого видеть: «Я был слишком измотан, чтобы встречаться с очередным незнакомцем. Но что-то внутри сказало мне: надо сесть и поговорить с этим человеком».

Они встретились в кафе и несколько часов говорили за чашкой кофе.

«Я понял, что такое служение присутствием, — сказал Майерс. — Иногда не нужны слова. Нужно просто быть рядом».

С тех пор раввин и пастор стали неразлучными друзьями. Мэннинг читал 22-й псалом на похоронах одной из жертв стрельбы в Питтсбурге. А позже, во время суда над убийцей, сидел рядом с женой Майерса, когда тот давал показания.

«Он держал её за руку, когда я говорил о вещах, о которых никогда не говорил публично, — вспоминает раввин. — Это был дар, который я не забуду».

От горя к служению

Теперь оба духовных лидера считают своим призванием помогать другим пережить трагедию. Они посещают общины, где произошли массовые убийства, поддерживают родственников погибших, делятся опытом.

«Когда Бог звонит, — говорит Майерс, — не надо отправлять Его в голосовую почту».

Они уверены: зло не имеет последнего слова.

«Мы не можем изменить весь мир, — сказал Мэннинг, — но можем изменить то, как рассказываем о нём. Что если бы новости начинались с 90 секунд добра?»

Любовь сильнее политики

На симпозиуме Майерс с улыбкой добавил:

«Политические течения меняются каждый день, как нижнее бельё. Но есть вещи, которые не меняются — это любовь, сострадание и дружба».

Мэннинг лишь кивнул:

«Я не знаю всех людей в мире. Но я знаю его. И мы любим друг друга».

Расскажите друзьям